С/К-2011 (III)

Спецкурс «Технологии разработки обучающих средств»

Уточнение специфики курса в 2011 году:

Предметно-ориентированные языки в разработке ПО для образования

(курс построен на основе метода «кейсов» изучения конкретных разработок, отражающих ключевые идеи курса)

ДАТА

ТЕМА

 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

07.09.11

Аннотация курса

 

14.09.11

Языки описания геометрических построений в средах динамической геометрии (на примере The Geometers Sketchpad)

Изучение публикаций в ж. «Компьютерные инструменты в школе» по динамической геометрии (для пропустивших лекцию).

Дубровский В. Н. Поздняков С. Н. Динамическая геометрия в школе.

Занятие 1. История динамической геометрии. Интерфейс и базовые возможности.

Занятие 2. Геометрические построения. Геометрические места точек.

Занятие 3. Геометрические преобразования.

Занятие 4. Измерения и вычисления.

Занятие 5. Работа с графиками функций средствами динамической геометрии.

Занятие 6. Стереометрия в двумерных средах.

21.09.11

Языки, допускающие проверку алгоритмических построений (элементарные построения в Cabri, произвольные построения и преобразования в «1C Математический Конструктор»)

 

28.09.11

Язык описания условий и решений геометрических задач на основе проверки отношений на статическом чертеже («Планиметрия 7-9»)

 

05.10.11

Язык задания отношений между геометрическими объектами для динамических объектов (на примере среды Geometry Expressions)

 

12.10.11

Разделение языков описания условий и решений геометрических задач на построение и преобразования как основа для «самопроверямых»  задач (на примере среды WiseTasks – геометрия)

 

19.10.11

Язык описания комбинаторных «самопроверяемых» задач (на примере среды WiseTasks – комбинаторика)

 

26.10.11

Язык описания свойств функций как способ иерархического построения системы задач (на примере программы Verifier)

 

02.11.11

Языки описания классов генерируемых задач (на примере параметрических генераторов Степанова-Посова)

 

09.11.11

Построение специальных предметных языков для организации экспериментально-исследовательской деятельности (на примере задач конкурса КИО)

 

16.11.11

Роль пользовательского интерфейса в реализации предметной среды (на примере поддержки стереометрии в Cabri 3D)

 

23.11.11

Взаимоотношение дидактических  языков и языков предметных сред (на примере взаимодействия системы LeActiveMath с системами компьютерной алгебры)

 

30.11.11

Упрощение дидактических языков в системах дистанционного обучения как способ универсализации по предметам (на примере системы дистанционного обучения Moodle)

 

07.12.11

Понятие информационной среды и управление учебным процессом посредством проектирования подходящей среды обучения (по монографии «Информационная среда обучения»)

 

14.12.11

Конструирование общего информационного пространства

 

21.12.11

Обзорная лекция

 Список систем интерактивной геометрии

28.12.11

Зачетное занятие

 

 

Работа (на несколько дней), по которой будет поставлена  оценка по предмету «Конструирование программ для поддержки преподавания математики»

 

1. Найти в Интернете сайт программы динамической геометрии Cinderella и сравнить с другими программами динамической геометрии (The Geometers Sketchpad, 1СМатематический Конструктор, GeoGebra). Найти и рассказать, как устроен в ней язык описания упражнений, допускающих проверку.

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Дано правильное описание возможностей обеих версии программы и описана динамика от одной версии к другой

+проведен подробный сравнительный анализ со всеми указанными программами динамической геометрии, правильно выбраны параметры сравнения

+ создано упражнение на языке описания задании программы Cinderella

 

2. Найти в Интернете сайт программы ActiveMath и LaActiveMath и статьи к ним.

Объяснить механизм, которым программа LaActiveMath связывается с программами компьютерной алгебры. Что такое тематические словари, брокер. Опишите стандарт OpenMath.

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Продемоснтрирована работа с упражнениями в ActiveMath и объяснен механизм их проверки системой

+ найдены и прочитаны статьи по теме

+ даны обоснованные ответы на все вопросы

 

3. Найти в Интернете сайты программ Autograph  и Cabri3D и сравнить средства для описания трехмерных фигур (тел)

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Выяснены все особенности построений и работы с трехмерными объектами

+ дан сравнительный анализ интерфейсов

+ проведен методический анализ целесообразности использования этих продуктов для решения различных педагогических задач

 

4. Работа по «геометрическому программированию» в среде The Geometers Sketchpad

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать динамические чертежи образовательного назначения, демонстрирующие основные возможности среды

+создать псевдостереометрическую конструкцию (цилиндр, призму, пирамиду, конус и пр.)

+ создать механизм преобразований в пространстве на основе создания инструментов матричного преобразования координат точек либо построение псевдостереометрических конструкций с «невидимыми» элементами или построение конструкций, «освещенных» с одной стороны

 

5. Работа по созданию апплетов геометрических задач средствами среды 1С Математический Конструктор

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать простую задачу в среде МатКонструктора с проверкой ответа

+создать апплет с правильно подобранным набором инструментов и проверкой одного строящегося объекта

+ создать апплет с проверкой задачи, имеющей несколько решений и реакциями на неполноту ответа

 

6. Язык отношений в описании геометрических задач в среде ПЛАНИМЕТРИЯ 7-9

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать простую задачу в среде ПЛАНИМЕТРИЯ 7-9

+привести пример записи решения ученика и протокол вызова справки о теоремах

+ предложить идеи анализа последовательности отношений и вызовов теорем как способа автоматической проверки правильности решения

 

7. Язык ограничений в описании геометрических задач в среде GeometryExpressions

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать задачу в GeometryExpressions

+привести систему уравнений для решения задачи в GeometryExpressions

+ дать анализ разрешаемых и неразрешаемых задач на построение в GeometryExpressions и попытаться дать объяснение

 

8. Работа со средой WiseTasksGeometry

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать простую задачу в среде WiseTasksGeometry без заданного чертежа (и ввода в условие данных с чертежа)

+создать задачу, в условие которой входит чертеж и данные с чертежа)

+ предложить и обосновать улучшение интерфейса программы

 

9. Работа со средой «Самопроверяемые задачи по комбинаторике»

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать простую задачу посредством изменения существующего XML-описания задачи

+написать XML-описание задачи, предложенной преподавателем

+ написать XML-описание задачи, предложенной преподавателем с генерацией параметров

 

10. Работа со средой Verifier

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать задачи на основе готовых предикатов различных типов (график-формула, график-свойство и пр.)

+создать задачу, расширяющую множество предикатов

+ создать новый класс задач, новый набор примеров, новые задачи класса

 

11. Генерация задач (на примерах заданий, предложенных преподавателем, например, решение квадратных уравнений по формуле, решение уравнений высших степеней разлодением на множители, нахождение собственных значений матриц 2х2 и 3х3)

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создать описание генератора задач ходом от ответа к задаче

+создать генератор, отбрасывающий «плохие» варианты на основе использования предикатов, проверяющих параметры задачи)

+ создать генератор, в котором все генерируемые задачи будут иметь одинаковый уровень сложности

 

12. Работа со средой графического ввода функций и задания условий кванторами

Критерии оценок:

удовлетворительно

хорошо

отлично

Создана простая задача типа «функция возрастает и больше нуля»

+создана задача, требующая для решения построения разрывной функции

+ предложить и обосновать улучшение интерфейса программы

 

Comments